Сильные эмоции вызывает сегодня техника, созданная в то время, когда пар был единственной рабочей средой, приводящей в движение механические устройства. Когда-то они казались свидетельством необыкновенного прогресса и поражали воображение современников своей мощью. А сегодня на них нельзя смотреть без улыбки, смешанной с чувством ностальгии. Работа первых паровых экскаваторов в этом отношении ничем не отличались от другой техники. Клубы белого пара, грохот, лязганье ковша, похожего на челюсти доисторического животного.

Настоящий технический прогресс начался в XIX веке. Именно в это время появились первые паровые машины, производительность которых, несмотря на кажущуюся сегодня архаичность, в десятки и сотни раз превышала возможности одного человека.

Землеройные машины быстро превратились в незаменимое оборудование при строительстве самых различных объектов, начиная от возведения фундамента под высотные здания и заканчивая такими грандиозными стройками своего времени, как Голландский тоннель или Панамский канал.

Лопата Отиса

Одним из первых, кому пришла в голову мысль использовать для рытья земли машины, стал американец Уильям Отис, родившийся 20 сентября 1813 года. Надо думать, способность к изобретению была заложена в его генах, поскольку его двоюродный брат Элиш Отис прославился как изобретатель лифта.

Уильяму было всего 23 года, когда в 1836 году его первая землеройная машина было построена в металле. Правда, она оказалась неудачной, но уже через год Отис построил вторую модель, которая его полностью удовлетворила.

Официально датой изобретения экскаватора считается 1939 год – время получения Отисом патента на паровой экскаватор. Вообще-то, заявка на патент была подана им гораздо раньше – в 1836 году. Но она сгорела из-за пожара в патентном бюро. Поэтому пришлось подавать заявку второй раз, в результате чего Уильям и стал, наконец, обладателем документа, подтверждающего его приоритет в области экскаваторостроения.

Всего за свою короткую жизнь (умер он в 26 лет от брюшного тифа) Отис построил 7 машин, две из которых работали в Америке, а остальные – в других странах.

Дело Уильяма было продолжено его семьей и другими изобретателями. В это время мир завоевывали паровозы, для которых требовалась прокладка железных дорог. Поэтому спрос на землеройную технику был очень высоким.

Первые машины Уильяма, которые называли «лопатами Отиса», были достаточно маломощными и только частично поворотными. Первая полноповоротная землеройная машина была разработана в 1884 году в Англии.

Со временем паровые экскаваторы становились все мощнее и производительнее. У них появились дополнительные функции и характеристики – способность перемещаться не только по железным рельсам, но и по земле. Вырос объем ковша, менялась система управления.

Но век паровых машин был все же недолгим. Разработка дизельных и электрических  моторов сделала двигатели внешнего сгорания неактуальными. Паровые цилиндры были заменены гидравлическими. Российское предприятие СпецТехСиб54 (Новосибирск) поставляет гидравлические масла как отечественного, так и импортного пр-ва.

История экскаваторов от компании СпецТехСиб54 в Новосибирске

Первые мировые производители экскаваторов

Одной из самых известных компаний-производителей экскаваторов стала Marion Steam hovel Company с центральным офисом в Мэрион (Огайо). Ее основание в 1884 году тесно связано со строительством железной дороги соединяющей западные районы США и Канаду. К 1990 году Marion Steam уже доминировала среди других изготовителей экскаваторов. Город, в котором располагался завод компании по производству экскаваторов, называли «городом, построившим Панамский канал».

Другим важным игроком в экскаваторостроении стал литейный завод Bucyrus – по названию города Бюсайрус в американском штате Огайо. Основан он был в 1880 году, и специализировался на производстве землеройного оборудования. Дела у компании пошли хорошо, и она быстро превратилась в одного из ведущих участников строительных проектов, требующих выполнения большого объема земляных работ.

В это время никакое другое строительство по масштабу не могло сравниться со строительством Панамского канала, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Поэтому не удивительно, что Bucyrus стала одним из главных подрядчиков проекта. 77 экскаваторов компании вгрызались в землю, соединяя два великих водных пространства.

В музее компании имеются фотографии, сделанные в 1908 году, на которых 25-ый президент США Теодор Рузвельт с борта 95-тонного экскаватора Bucyrus осматривает главную стройку того времени – Панамский канал.

Забегая вперед, можно сказать, что в конкурентной борьбе компания Bucyrus оказалась сильнее Marion Steam, которая со временем стала называться Marion Power. В 1997 году последняя была поглощена Бюсайрус.

Работа парового экскаватора, компания СпецТехСиб54 в Новосибирске

Как работали паровые экскаваторы?

Все механизмы и рабочие органы парового экскаватора двигались благодаря давлению водяного пара. Для его получения использовался огромный котел с водой, который нагревался углем. Человека, который подбрасывал в топку уголь и контролировал давление пара в котле, называли пожарным.

Образовавшийся пар подавался по трубопроводу в рабочие цилиндры, заставляя двигаться их поршни, усилие которых передавалось на поворотный стол и лебедку. Последняя с помощью тросов была связана с ковшом. Лебедка вращалась, тросы натягивались, ковш вгрызался в землю, наполняясь грунтом. Когда ковш становился полным, стрела экскаватора поворачивалась на некоторый угол – так, чтобы ковш располагался над вагоном паровоза, – и грунт высыпался в тележку.

Первые паровые экскаваторы могли двигаться только по рельсам. Чтобы переместить машину с места на место, приходилось всякий раз прокладывать для нее рельсы. В дальнейшем по мере усовершенствования землеройные паровые машины обзавелись колесами, которые могли перемещаться по земле. А еще через какое-то время и гусеницами, которые снижали давление на грунт, а, значит, обладали большей проходимостью.

Из карьера – в музей

Паровые экскаваторы внесли весомый вклад в техническое преображение мира. Они верно служили людям, и выполнили для них много полезной работы. И не их вина, что эпоха паровых машин закончилась. На смену пару пришли более прогрессивные рабочие среды – гидравлические жидкости, дизельное топливо и электричество.

Но паровые экскаваторы не исчезли бесследно с поверхности Земли. Некоторые из них из-за громоздкости были брошены на месте их последней работы. Заржавленных и сиротливых их и сегодня можно видеть в заброшенных карьерах и отвалах.

Другим повезло больше. Их отремонтировали, отчистили и выставили в качестве музейных экспонатов. Третьи попали в руки коллекционеров. Их тоже привели в исправное состояние, и время от времени выставляют на выставках, проводимых ИАСО.