Самосвал – это одна из разновидностей спецтехники, особенность которой выражается в самом названии – грузовой автомобиль с функцией саморазгрузки. На протяжении всего своего существования самосвал постоянно совершенствовался и видоизменялся, превратившись в конце концов в привычный всем нам автомобиль с опрокидывающимся кузовом.

История развития самосвалов

Первые самосвалы не имели ничего общего с тем машинами, к которым мы привыкли. Это были конные тележки, оборудованные днищем в форме корыта, которое могло поворачиваться относительно оси вращения – петель, прикрепленных к каркасу телеги. Центр корыта относительно оси вращения располагался со смещением назад. Передняя часть корыта соединялось с каркасом телеги замком. Самосвальная повозка загружалась вручную, а когда требовалось ее разгрузить, замок открывали, и днище телеги опрокидывалось назад, вываливая груз на землю.

Дальнейшему усовершенствованию саморазгружающего кузова поспособствовали братья Миллеры – немецкие изобретатели, придумавшие винтовой домкрат. С его помощью можно было поднимать такие грузы, которые невозможно было сдвинуть с места даже рычагами.

В 1904 году начали производиться грузовые автомобили, разгрузка которых производилась вручную. В какой-то из дней наблюдающим за процессом разгрузки братьям Миллерам пришла в голову мысль использовать для авторазгрузки свое изобретение – винтовой домкрат. Идея оказалась удачной. Первые автосамосвалы, оснащенные винтовым устройством для разгрузки, требовали ручного вращения винта. В дальнейшем функцию подьема кузова взяла на себя гидравлика. Именно она сделала самосвал той машиной, с которой мы привыкли иметь дело.

Дальнейшее усовершенствование самосвалов заключалось в повышении быстроты и удобства разгрузки и увеличении их грузоподъемности. Оснащение автомашин компьютером сделало работу водителя еще комфортней, а соотношение тонно-километра к расходу топлива – еще выше.

За время своего существования самосвал прошел долгий путь модернизации и усовершенствования. Появилось множество модификаций машин, наделенных дополнительными функциями, которые отвечали конкретным запросам строительного и промышленного бизнеса. Но при всем этом основная их функция осталась прежней – быстрая и легкая саморазгрузка.

Самосвалы от компании СпецТехСиб54 в Новосибирске

Виды самосвалов

К основным свойствам самосвалов относится грузоподъемность и проходимость. Самосвалы-вездеходы используются в условиях бездорожья. Там, где обычный грузовой автомобиль не способен будет проехать и несколько метров, самосвальные вездеходы доставят груз по назначению в любую погоду.

Строительные сыпучие материалы – песок, гравий, грунт – перевозят карьерные самосвалы, которые выпускаются в разных модификациях. Самый распространенный из них – дорожный самосвал, предназначенный для эксплуатации на дорогах общего пользования. Отечественное предприятие СпецТехСиб54 (Новосибирск) реализует трансмиссионные масла для любых видов грузовых автомобилей.

Сочлененные самосвалы способны работать в условиях нехватки пространства. Их высокая маневренность обеспечивается шарнирно-сочлененной конструкцией рамы. При повороте она преломляется посредине, позволяя поворачиваться с малым радиусом, что делает громоздкую машину подвижной и юркой.

Для работы в тоннелях и горизонтальных шахтах используются подземные самосвалы. Эти машины обладают целым рядом особенностей, позволяющих им работать в низких и тесных пространствах. Подземные самосвалы оснащены системами, нейтрализующими выхлопные газы, имеют малый радиус разворота и относительно небольшую высоту, что дает им возможность работать в выработках с низким потолком.

В угольных и горнорудных карьерах эксплуатируются самосвалы-гиганты с грузоподъемностью до 450 т. С их помощью перевозят уголь и руду на обогатительные комбинаты и вскрышную породу в отвалы. В странах СНГ общепризнанным лидером среди заводов, производящих самосвалы с повышенной грузоподъемностью, является БелАЗ, остро конкурирующий с немецкой фирмой Либхер. В 2013 году на Белорусском АЗ был создан самосвал, обладающий самой большой в мире грузоподъемностью – 450 тонн.